АБДУЛАТИПОВ И БУТАЕВА. АТЛАНТЫ ГЛАВЫ ДАГЕСТАНА

Как фестивалят «помощники» главы Дагестана по культуре Раджаб Абдулатипов и Зарема Бутаева

С приходом в 2013 году к власти в Дагестане Рамазана Абдулатипова, философа по образованию, жителям республики было сказано: «Нельзя упускать нашу культуру… это то, что сохраняет народ». Тут-то и началась серьезная работа по сохранению народа: праздники дружбы сменяются фестивалями, фестивали – концертами, концерты – выставками и т.д. И не важно, что уровень дотационности в Дагестане выше 70 процентов и что больше дотаций, чем Дагестан, – 46,7 млрд рублей – в 2016 году не получил ни один российский регион. Главное, чтобы культура находилась на должном уровне. И, словно древнегреческие атланты, держат ее на своих плечах двое близких к главе Дагестана людей – Раджаб Абдулатипов и Зарема Бутаева.

Сделано в УФМС

В общем-то «главные по культуре» давно имеют к ней опосредованное отношение. Бутаева получила консерваторское образование и в 1990-х недолго преподавала в Махачкалинском музучилище. Абдулатипов в конце 1980-х около четырех лет трудился в Тляратинской районной библиотеке. Встретились будущие атланты культуры в дагестанском… УФМС. Раджаб Абдулатипов возглавлял миграционную службу, а Зарема Бутаева работала под его началом пресс-секретарем. В 2013 году, когда ВРИО главы республики Рамазан Абдулатипов формировал правительство, младший брат Раджаб посоветовал ему назначить замминистра культуры Зарему Бутаеву. Об этом сообщал тогда «Кавказский узел», ссылаясь на источники в правительстве. Еще через полгода Бутаева стала главой Минкульта. А в сентябре 2016 года плечо дагестанской культуре подставил и Раджаб Гаджимурадович. Неожиданно для общественности Дагестана экс-глава УФМС возглавил Комитет по образованию, науке и культуре в Народном собрании нового созыва. Это в Госдуме принято раздавать портфели писателям да режиссерам, там в Комитете по образованию и науке председательствует писатель-историк Никонов, а в Комитете по культуре – режиссер Говорухин. В дагестанском парламенте свои законы, здесь достаточно быть просто братом философа Рамазана Абдулатипова…

Одиозные кадры

Атланты-то атланты, только вот скандалы в культурной сфере Дагестана с 2013 года не утихают. О них слышно не меньше, чем о многочисленных фестивалях. Может, этого оттого, что портфели раздаются «за сладкое»?
В конце 2015 года министр Бутаева без объяснения причин уволила гендиректора Дагестанского государственного объединенного историко-архитектурного музея (ДГОМ) Тамерлана Гаджиева. Доктор исторических наук, заслуженный работник культуры республики Гаджиев несколько месяцев судился с Минкультом. В феврале 2016 года он добился восстановления в качестве руководителя музея. Однако в марте сгорел один из филиалов ДГОМ, дом-музей лезгинского поэта Сулеймана Стальского в селении Ашага-Стал. Следствие склонялось к версии, что дом был умышленно подожжен в ночь Яран Сувар (отмечаемый лезгинами как праздник весны). Однако министр Бутаева вновь ставила вопрос об увольнении Гаджиева.

Т. Гаджиев

— Вся моя деятельность… направлена исключительно на отстаивание интересов вверенного мне республиканского музейного объединения, — заявляет Т. Гаджиев. Но ведь и задача Минкульта – та же самая. И в программе «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015-2020 годы» говорится о необходимости обеспечения «качественно нового развития… музейного дела». Неужели профессиональные кадры мешают такому развитию?
Гаджиеву все-таки удалось отстоять свое директорское кресло. А вот глава Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Кулам Исаков, который, по его словам, не ездил «с тортами в Минкульт», остался в 2013 году без работы. На место Исакова в преддверие празднования 2000-летия Дербента министр поставила одиозную личность – Али Ибрагимова. Говорят, однажды замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, посетивший музей в Дербенте, поинтересовался прошлым местом работы Ибрагимова. Услышав, что тот был директором колхоза, только и заметил: «Оно и видно».

А. Ибрагимов

В открытом письме на имя Рамазана Абдулатипова правозащитники из организации «Равноправие и справедливость» еще в 2013 году представили целое досье на Ибрагимова. Рассказали, что раньше он руководил СПК им. Казимова и попал под следствие за подделку документов сельхозкооператива. О том, что довел возглавляемое СПК до банкротства, незаконно распродав землю и другое имущество. «В конце 2010 года… Ибрагимов А. М. составил заведомо фиктивные документы о якобы нанесённом колхозу в результате засухи ущербе, после чего получил от государства деньги в сумме 10 млн руб. и присвоил. По данному факту мошенничества в особо крупном размере следственными органами Дагестана возбуждено уголовное дело», — писали правозащитники. Они напоминали, что в 1998 году А. Ибрагимова судили за хулиганство и что в 2009 году один из «авторитетов» во время криминальных разборок нанес ему ножевое ранение. Мягко говоря, нетипичная биография для музейного работника.
Власти Дагестана правозащитников почему-то не услышали, ну, или сделали вид, что не услышали… А вскоре в подчинении Ибрагимова появилась новая фигура – директор музея-филиала «Боевой славы» Альбина Идрисова. По некоторым данным, она супруга того самого криминального авторитета Рафика Идрисова по кличке «Крот», о связи которого с Раджабом Абдулатиповым «Черный список» рассказывал ранее. Это лишь подтверждает версию о криминальном характере «пропажи» миллионов рублей при реконструкции главного объекта Дербентского музея-заповедника – цитадели Нарын Кала.

Криминальная реконструкция

Крепость Нарын Кала, занесенную в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, приводили в порядок к отмечавшемуся в прошлом сентябре 2000-летию Дербента. Средства выделялись из федерального бюджета. Шли они по линии Минкульта РФ. Работу на месте контролировали ведомство З. Бутаевой и оргкомитет «Дербент-2000» во главе все с тем же А. Ибрагимовым.

А. Ибрагимов - справа

А. Ибрагимов — справа

О том, каким образом велась так называемая реставрация, рассказывала «Независимая газета»: «В разрушенных фрагментах крепостной стены… клали не грубый бутовый камень, как в «материнской» кладке, а свежевыпиленный кирпич из ближайшего карьера… сверху кладку покрывали раствором желтушного цвета, тем же раствором смазали швы между «материнскими» блоками». По версии НГ, цитадель «омолодили» пескоструем, многовековой культурный слой безвозвратно уничтожили. «По предположениям независимых специалистов, объем похищенных бюджетных средств по крепости Нарын-Кала составляет не менее 200 млн руб из выделенных… 610 млн…», — писало издание. Уже после празднования юбилея Дербента А. Ибрагимов, видимо, ожидавший продолжения банкета, добивался для музея статуса федерального госучреждения. «Это даст стимул, чтобы… на федеральном уровне защищать памятники. А защита памятников предусматривает выделение средств для реставрационных работ», — так прямо и заявил он в интервью телеканалу ОТР в конце 2015 года.
Однако чиновники из Минкульта РФ, имеющие отношение к реставрации федеральных памятников, в начале 2016 году «посыпались» на коррупции. Фигурантами уголовных дел стали замминистра Григорий Пирумов, директор департамента управления имуществом и инвестполитики Борис Мазо, глава дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Борис Цагараев, директор ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов. Волна арестов из Москвы может вскоре докатиться и до Дербента. В октябре РИА «Дербент» со ссылкой на заместителя полпреда президента в СКФО Андрея Шишкина сообщило: серьезные проверки ожидают музей-заповедник и его директора Али Ибрагимова. А там и до Махачкалы недалеко…

Фальш-праздники

Так что же запомнят дагестанцы из правления философа Рамазана Абдулатипова и его культурных атлантов – фестивали или скандалы? Пожалуй, второе. К слову, праздники, коих на самом деле было много, зачастую вызывали у жителей республики непонимание, раздражение, вопросы. К примеру, почему в культурной повестке многонациональной республики превалируют аварские события? Как-то: спектакль о Расуле Гамзатове по пьесе самого Абдулатипова в Аварском музыкально-драматическом театре; смена одного гимна – авторства Ширвани Чалаева – другим, на музыку Марада Кажлаева и стихи Расула Гамзатова; открытие в Махачкале Театра поэзии «От Пушкина до Гамзатова». Аварские корни главы республики пробивались даже в гала-концерте, посвященном 2000-летию Дербента… Или почему все тот же назначенец Минкульта Али Ибрагимов позволяет себе проазербайджанскую пропаганду, находясь в должности российского чиновника? «Не является секретом тот факт, что Али Ибрагимов обслуживает в Дербенте интересы Азербайджанской Республики», — заявил не так давно главный редактор издания РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев. Директору музея припоминают и сотрудничество с учеными и телевизионщиками, которые пропагандируют Дербент как «исторический город Азербайджана», и пьяные тирады на тему «кто хозяин в Южном Дагестане» . А недавно министр З. Бутаева рассказала в интервью «Интерфаксу», что в древнем городе будет построен Азербайджанский театр. Такое сообщение – то еще масло в топку межнациональной напряженности в Дербенте.
Ну что поделаешь, какой глава – такие атланты, какие атланты – такая культура…

Черный список

Этот текст был опубликован в прошлом году. Полагаем, что сейчас правоохранители республики обратят на изложенные в нем факты более пристальное внимание. Тем более, что дело реставраторов во главе с Григорием Пирумовым уже рассмотрено судом, а истории с реставрацией цитадели в Дербенте так и не был дан ход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *