Махачкала – мусорная столица страны

Близится к завершению Год экологии. И эксперты ОНФ совместно с Минприроды РФ решили проверить, насколько эффективно работали власти крупных муниципалитетов: они разослали запросы в администрации городов по ряду критериев и параметров (всего их 56).

На основании ответов, полученных из местных администраций, и был составлен «Экологический рейтинг российских городов – 2017». Методология рейтинга была разработана по заказу Минприроды России c учетом рекомендаций ОЭСР и мировых аналогов.

Всего в исследовании участвовали 103 города, из которых только 5 получили балл выше «шести»: набережные Челны, Казань, Воронеж, Магас и Вологда. И можно сравнить их результаты с баллом, который набрал аутсайдер рейтинга ОНФ – Махачкала. Ему эксперты поставили менее 3,5 баллов!

Среди основных проблем Махачкалы, которые выделили эксперты ОНФ, – это нехватка качественной питьевой воды, отсутствие работы по ликвидации несанкционированных свалок, неэффективное обращение с ТКО, низкие расходы на охрану окружающей среды и низкий уровень прозрачности и подотчетности в области экологического развития.

По словам члена регионального штаба ОНФ Равидина Абдурагимова, сегодня Махачкала превратилась в каменные джунгли: показатель озеленения составляет всего 4%, а должен быть не менее 50. На месте парков и скверов растут высотки, причем зеленая зона (парки и скверы) в границах города завалена мусором. Методично уничтожается озеро Ак-Гель, которое заваливают строительным мусором и заливают стоками из городской канализации.

Махачкала, вопреки заверениям мэра Мусы Мусаева, продолжает утопать в мусоре. Бьют тревогу Роспотребнадзор и прокуратура: даже не во всех дворах многоквартирных домов имеются площадки для мусорных контейнеров, и люди вынуждены выбрасывать отходы прямо на улицу. Остро не хватает самих контейнеров, учитывая, что на всю Махачкалу приходится всего 1200 площадок по сбору мусора.

Многие площадки вообще неизвестно на чьем балансе находятся: ни управляющие компании, ни городское управление ЖКХ «своими» их не признает. Хотя «Правила благоустройства территорий городского округа» от 24.04.2013 года № 20-6 обязывают именно Управление ЖКХ разрабатывать и утверждать схему размещения контейнерных площадок (с указанием количества устанавливаемых на них контейнеров в соответствии с пожарными и санитарными нормами и правилами).

А пока контейнерные площадки «ничьи», управляющая убирать там отказывается. Хотя согласно опять-таки п. 8.2.2 «Правил благоустройства…» заниматься уборкой прилегающих территорий обязана именно управляющая компания.

В феврале 2016 года администрация Махачкалы заключила очередной муниципальный контракт с клининговой фирмой «Эко-М» («Каспий-Инвест») на уборку города. Контракт заключили всего ни три месяца, после чего компания была вынуждена приостановить все работы, так как правовых основ для оказания услуг у нее больше не было.

То, что именно администрация города не обеспечила заключение контракта по санитарной очистке города – это официальная позиция прокуратуры. Но своих подчиненных из МКУ «УЖКХ» Муса Мусаев ругать не стал. Зато обрушился с критикой на директора компании Расула Абдурахманова, обвинив его в том, что Махачкала утопает в грязи. Типичная чиновничья позиция, как у страуса: ничего не вижу – значит, проблемы нет…

А вот для самих махачкалинцев название «Эко-М» стало нарицательным. Завершилось все тем, что Абдурахманова отстранили от исполнения обязанностей и завели уголовное дело по ч. 2 ст.145.1 УК РФ – то есть лишь за невыплату зарплаты сотрудникам. В то время как Следственный комитет и прокуратура настаивали, чтобы дело было заведено по ст. 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Завершилась история Абдурахманова тем, что в августе Советский районный суд Махачкалы назначил ему штраф в размере 100 тысяч рублей. Смехотворная сумма, учитывая масштаб проблем, которые «Эко-М» причинил городу.

Естественно, даже уголовное дело и штраф, наложенный на бывшего главного мусорщика Махачкалы, никаких экологических проблем города не решили. Начальник отдела Роспотребнадзора обозначила в числе главных проблем сложившейся ситуации отсутствие четко организованных работ.

«Махачкала не имеет генеральной схемы санитарной очистки, которая должна быть разработана на основании генерального плана. Плоды такого подхода к санитарному состоянию мы наблюдаем повсеместно: не хватает контейнеров для сбора мусора и спецавтотранспорта для его вывоза, а площадки под имеющиеся контейнеры не благоустроены и не дезинфицируются. Компании, занимающиеся уборкой мусора, не заключают договоров на борьбу с грызунами», – говорит начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан Лариса Пантина.

Отходы вывозят на несанкционированные мусорные свалки, которые содержатся без учета элементарных требований: территория не огорожена, нет никакого пропускного режима, не проводится мойка и дезинфекция спецтранспорта.

Учитывая, что в составе бытового мусора на долю пищевых отходов приходится примерно треть, это позволят плодиться грызунам, являющимся переносчиками таких инфекционных заболеваний, как чума, псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспероз. Неудивительно, что в городе постоянно регистрируются вспышки инфекционных заболеваний: в конце октября 2016 года в Махачкале произошла эпидемическая вспышка острой кишечной инфекции; пострадали более 800 человек.

НКПК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *